leniRi (leni2263) wrote,
leniRi
leni2263

Category:

чашки тяван: день первый - лепка

Сегодня был первый день по изготовлению чашек тяван-собственно сама лепка. Нас было человек 7-8 и собрались мы в клубе Чайная высота на Покровке, в Доме чая и мороженого. Кто-то, в силу профессии, уже имел навык лепки, кто-то принимал участие в предыдущих занятиях, а сегодня еще и привел с собой друзей, кто-то как и я-первый раз. Наш преподаватель-Варвара Сидорова, художник с опытом работы не только в керамике вообще, но и по изготовлению японских чайных чашек .
Как оказалось, Варвара с мужем были среди дипломантов еще Первого Всероссийского конкурса хайку 1998 года, да и научным руководителем диссертации у нее была Е.М. Дьяконова, переводчик-японист и член жюри Всероссийских конкурсов хайку, так что тесен мир..


Завял,
А все еще пахнет
Цветок без названья.

Варвара Сидорова
Московская обл.


Подслеповатой птицей
Ударился в меня лист –
Так рано темнеет в эту осень.

Георгий Мнацаканов
Москва


Для иллюстрации Варвара принесла японскую темно-синюю чашу (для холодного сезона, "зимнюю") - неожиданно большую, с золотистыми островками. Чайные чаши разделяются по сезону использования-так называемые зимние (с более толстыми стенками, чаще темные и более закрытые) и летние- яркие, тонкие, с большей открытой поверхностью. Сезоны в использовании чашек четко выдерживались, разве что в конце зимы хозяин мог угостить гостя чаем из чашки с цветущей веткой, как напоминание о скорой весне.
Для лепки использовалась глина шамот-когда помнешь ее в руках, она становится достаточно эластичной, но это не явилось препятствием для появления микротрещин-какие-то оставляли для рисунка, фактуры, какие-то растирали глиной и водой. По ощущению-надо бы увеличить время на знакомство с глиной, чтобы почувствовать ее в руках, создавая и сминая какие-то произвольные формы, и потом уже приступить непосредственно к лепке; я потратила много времени замазывая трещины на первой чашке, во второй их уже практически не было да и сама ее лепка заняла минут 15-руки уже чувствовали где прибавить воды, где выровнять стенки или утолщить край.
Когда работа была закончена, каждый рассказал о своих чашках-одна девушка хотела сделать чашку для отца, интересующегося востоком, но руки видно сами знают что им делать-и у нее получилась достаточно "закрытая", с узким горлом и очень женская,изящная чашка, которую приятно обхватить руками, другая сделала что-то подобное высокой пиале-с утолщенными стенками, необычным рисунком и отформованным пальцами верхним краем (на фото она опрокинута и хорошо видна), третья изобразила на чаше один из символов солнца, четвертая сделала две чашки, побольше и поменьше-для себя и дочки, а поклонница восточных учений изобразила знак Аум. После формования собственно чашки сделали еще основание и кто хотел -нанес рельефные узоры и дополнительный оттиск на донышке, что-то вроде личной печати.
Через несколько дней, когда чашки окончательно высохнут,они пройдут обжиг (около 1300 градусов), потом мы их покроем глазурью-и снова на обжиг. В результате из них можно будет пить чай. Названия нашим чашкам мы пока не придумали-посмотрим что будет после обжига,когда они дадут небольшую усадку и "побелеют". Да и с цветом глазури тоже пока не определились, но многим нравится сочетание коричневого и бирюзового, традиционных цветов для чашек тяван.
Вот несколько фотографий наших чашек и уютная комната в Чайной высоте,где и происходило само действо
Tags: керамика, тяван, хайку
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments